Объявление

Свернуть
Пока нет объявлений.

Нужен совет!

Свернуть
X
 
  • Фильтр
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения

  • Нужен совет!

    У нас в церкви есть молодёжь, с которой я занимаюсь пением. Т.к. я не знаю как это делать (я не вокалист), нужен совет.

    Коротко о молодёжи. Много подростков, среди них подавляющее большинство учащиеся в муз. школе и колледже, с хорошими данными и слухом (девочки). Все остальные молодёжь имеют средние данные. Поём всё в один голос, иногда разбиваемся на 2 голоса, в высоких местах по принципу их диапазона: с основном, братья и некоторые сёстры берут нижний.

    У нас идёт репетиция следующим образом: примерно 1,5 часа. 1 часть - 1 час (распевка, разучивание), перерыв 5-10 минут и 2 часть - 20 минут, оставшиеся песни. Т.к. это не хор, и даже не группа, а просто молодёжь, к ним нельзя применять методы хора, тем более многие из них не знают нотной грамоты, и мало что вообще знают о пении.

    Есть некоторые вопросы:

    1. Нужны пособия или учебники по работе с голосами, пусть для хора (в принципе, они все и пишутся для них), а я уже выберу для нас приемлемый вариант и адаптирую под нас. Нужна именно информация по самой непосредственной работе с голосами, начиная от распевок и до разучивания песен. Не регентирование, оно не нужно!

    2. Нужны распевки, притом желательно с объяснениями, какая из них какой приём отрабатывает. Т.е. что я хочу улучшить этой распевкой в голосе.

    3. Как объяснить, что петь надо прикрытым голосом, не кричать, и не мямлить.

    4. Проблемы с произношением, с дикцией. Как отработать её. Ведь главное в песне - слова. А то получается мелодия вроде есть, а слов не слышно. Обидно!

    5. Как добиться твёрдости голоса, чтобы не мямлить, не проговоривать слова, а петь ВЫРАЗИТЕЛЬНО, связно, легато и прочие штрихи? Одним словом, музыкально! В то же время, как работать над высокими нотами, чтобы и там был "зевок", а не криком брали высокие ноты? Как добиться хорошего интонирования на скачках вниз и вверх?
    "Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём. Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире этом, как Он" (1 Ин. 4:16-17).

    "Благо человеку, когда он несёт иго в юности своей; сидит уединённо и молчит, ибо Он наложил его на него" (Пл. Иер. 3:27-28).

  • #2
    среди них подавляющее большинство учащиеся в муз. школе и колледже
    немного противоречит
    тем более многие из них не знают нотной грамоты, и мало что вообще знают о пении
    ...
    3. Как объяснить, что петь надо прикрытым голосом, не кричать, и не мямлить.
    4. Проблемы с произношением, с дикцией. Как отработать её. Ведь главное в песне - слова. А то получается мелодия вроде есть, а слов не слышно. Обидно!
    5. Как добиться твёрдости голоса, чтобы не мямлить, не проговоривать слова, а петь ВЫРАЗИТЕЛЬНО, связно, легато и прочие штрихи? Одним словом, музыкально! В то же время, как работать над высокими нотами, чтобы и там был "зевок", а не криком брали высокие ноты? Как добиться хорошего интонирования на скачках вниз и вверх?
    Боюсь, это можно будет добиться только индивидуальной с каждым. Напоминайте все эти моменты - вы правильно всё формулируете Только, умоляю, не нужно "обиженных тонов" и других штучек, которыми пользуются некоторые регента. Станьте им другом, будьте проще и люди к вам потянутся
    Даже в группе работайте с каждым индивидуально - выучите их голоса, знайте, что и от кого можно ожидать. Но не перегибайте палку. Кто кричал - так и будет кричать. И петь аккуратно он научится не с одного и не с двух занятий. Терпение, хвалите даже за небольшие результаты Поощряйте развиваться.
    Дикции есть смысл уделить отдельное внимание. Объясните, что говорить нужно разгоправильновыговаривать точно так же как и в речи (кстати, некоторым чёткой речи тоже не хватает - и это будет полезно не только в пении, а и в школе, и на работе и везде). Учите и хором рассказывайте скороговорки. Если есть проблема с дикцией в конкретной песни (например, текст идёт очень быстро), то расскажите её как стих (без мелодии), уделите 100% внимания именно правильновыгопроговариванию. Поиграйте в игру "пухлый кролик" - рот забивают зефиром или дольками мандаринки и нужно выговорить фразу, записанную на листочке, а остальные пытаются понять что было сказано.
    Поощряйте делиться свидетельствами, переживаниями, мыслями. Пусть они услышат свой голос и научатся чётко доносить свою мысль (в том числе и правильновыговаривая) до других.
    легато и прочие штрихи
    Это дело для общего пения не нужно. Даже для группы скорее преобладает пение "по фразам", чем "точно по нотам". Акцентируйте внимание не на чётком соответствии пения нотам, а о правильности доносимой информации - чувства, гармонии, выражения лица
    как работать над высокими нотами, чтобы и там был "зевок", а не криком брали высокие ноты? Как добиться хорошего интонирования на скачках вниз и вверх?
    Скажу немножко странно: "избегая сложных участков". Начните работать с простых песен, постепенно и неспеша усложняя материал. Очень сложные партии поручайте солистам. Работайте с качеством на середине. Смиритесь с тем, что серьёзные скачки и сложные интонационные моменты в этом году (а, возможно, и в ближайшие несколько лет) вы не добьётесь.
    Ориентируйтесь на лучших, остальные за ними подтянутся. Некоторым пение даётся легко и быстро. Некоторые вообще, возможно, никогда не смогут качественно петь. Как только выровняется "скелет" (ведущие голоса), обратите внимание на чуть более слабых.

    Где-то здесь на форуме раньше я писал много разных хороших распевок, которыми мы пользуемся в нашей группе с пояснением для какой цели они делаются. Поищите в этом разделе.

    Поём всё в один голос, иногда разбиваемся на 2 голоса
    Это неправильно - ещё усложняет решение задачи обучения, так как многим "высоко", а остальным "низко". Всем по диапазону не угодить, по этому старайтесь послушать каждого индивидуально и определить кто на какой диапазон годится. Разбейте хотя бы на два стабильных голоса и в высоких участках дайте альтам-баритонам место. Понадобится сначала много времени, чтобы они выучили свою партию и научились "клеить" её к первой. Но, я думаю, со временем очень быстро из них появятся пару человек, способных самостоятельно строить альтовую партию и смогут "подтянуть" за собой остальных. Тогда сразу стоит отделить теноровую партию - высокие мужские голоса - по такому же принципу.

    У нас идёт репетиция следующим образом: примерно 1,5 часа. 1 часть - 1 час (распевка, разучивание), перерыв 5-10 минут и 2 часть - 20 минут, оставшиеся песни.
    Не забывайте, что подростки 12-16 лет проходят "мутацию" голоса. Нельзя нагружать их голос 1 час. Постарайтесь сделать чуть больше перерывов. Поощряйте просто тихо посидеть в перерыв (а не смеяться и болтать - для этого выделите отдельное время до или после репетиции). Возможно, послушайте в перерывах хорошее пение и песни, которые планируете учить (это же можно сделать и до и после репетиции) - поможет в обучении.

    ---------- добавлено 12:26 ---------- Начальное сообщение 12:24 ----------

    Особенно сейчас, зимой, делайте чай. Желательно с мятой и ромашкой, лимоном, мёдом. Не начинайте петь сразу как пришли с улицы. Дайте голосу прогреться. Летом это тоже не помешает, но не так важно.
    Обратите внимание на духовный настрой перед репетицией. Чтобы не было суеты, ссор и т.п. Уделите внимание (а не только время) молитве
    Три альбома вокального дуэта "Форманта": бесплатные записи + фонограммы http://formanta.in.ua/songs.php (Проект завершен)

    Комментарий


    • #3
      Если говорить о том, что они поют в один голос - это не плохо...Пусть они научаться петь в унисон, как один. Вы можете взять не сложную песню и по нотам, на 4 партии. Даже если они не понимают нот, покажите где их партия и просто пускай следят:если нотка выше стоит - поём выше, если ниже - то ниже.
      А чёткость дикции можно вырабатывать распевками:
      Пример: ма-ме-ми-мо-му;
      да-де-ди-до-ду
      зва-зве-зви-зво-зву
      гра-гре-гри-гро-гру...
      Распевки вы можете придумывать сами!!!
      Можно такую: до-ре-до-ре-до-ре-до-ре-до
      (играете ноты до-ре-до-ре-ми-ре-ми-ре-до). Здесь нужен быстрый темп (хотя ещё лучше его менять: то медленнее, а то постепенно быстрее) и объясните что нужно немного по рычать( чётко выговаривать звук [р], работать губами.
      А по поводу округления звука скажите, что рот должен открываться (когда они поют) как минимум на три пальца.
      не только объясняйте, но и показывайте на примере: спойте им фразу открытым звуком (как дети поют), а потом сами округлите и пусть они услышат разницу... У нас одна сестра постоянно говорит: Представьте, что у вас во рту печёная картошка и так пойте!!! Или петь все гласные ближе к [о].
      Советов можно давать много, но главный мой совет: не пытайтесь их научить сразу всему на одной спевке - вначале несколько спевок подряд работайте над чем-то одним ( например чёткостью дикции), потом постепенно объясните за округление звука, и так постепенно что-то получиться!!!
      Бог в помощь!!!

      Комментарий


      • #4
        Спасибо за весьма ценные советы!

        ---------- добавлено 06:32 ---------- Начальное сообщение 05:26 ----------

        среди них подавляющее большинство учащиеся в муз. школе и колледже
        немного противоречит
        тем более многие из них не знают нотной грамоты, и мало что вообще знают о пении
        Я имел ввиду что подростки у нас музыкальны, и более-менее образованы, а молодёжь нет!

        Только, умоляю, не нужно "обиженных тонов" и других штучек, которыми пользуются некоторые регента. Станьте им другом, будьте проще и люди к вам потянутся
        Вы имеете ввиду не обижаться на них? Или что?..
        Другом? Да, так оно и выходит. Только вот не всегда и не со всеми. А жаль. Но Бог работает надо мной в этом направлении.

        Терпение, хвалите даже за небольшие результаты Поощряйте развиваться.
        Скажем так, действую методом "кнута и пряника". Я не раз убедился на личном опыте, что личные предпочтения, взгляды, вкусы, и даже твоё настроение не должны отражаться на других людях. Только это весьма сложно. Иногда я "сдержанно" хвалю, хвалю, потому что они спели от всей души, и "на уровне". А иногда, всё "из рук вон плохо". Но я говорю, что я уже знаю, на что вы способны, и вы должны петь как тогда - "хорошо". От вас мне нужна только инициатива, рвение и послушание, а всё остальное я постараюсь уладить.

        Если есть проблема с дикцией в конкретной песни (например, текст идёт очень быстро), то расскажите её как стих (без мелодии), уделите 100% внимания именно правильновыгопроговариванию.
        Я не раз слышал такие советы. Весьма любопытно, как они будут это делать )).

        Поощряйте делиться свидетельствами, переживаниями, мыслями. Пусть они услышат свой голос и научатся чётко доносить свою мысль (в том числе и правильновыговаривая) до других.
        Получится, что спевка будет неким молодёжным общением вместе со спевкой. В принципе, хорошо было бы иметь такую спевку: время от времени читать серьёзное место из Библии о служении (раз в месяц, допустим; а каждый раз читать короткий стих, или псалом, как делают некоторых церквах), распеваться и петь, на перерыве общаться и делиться мыслями, снова петь, уделить время изучению нотной грамоте (что планируется), петь, и молиться, том числе за нужды. Тогда это будет запоминающе и интересно, и естественно назидательно, это не будет статично, как о многих больших церквах. Где распевки одни и те же, фразы, песни и многое другое. Одним словом, "устои" иногда мешают развиваться!

        а о правильности доносимой информации - чувства, гармонии, выражения лица
        Очень стараюсь обращать на это внимание. Но конечно, всё не удаётся держать под контролем и в памяти

        Смиритесь с тем, что серьёзные скачки и сложные интонационные моменты в этом году (а, возможно, и в ближайшие несколько лет) вы не добьётесь.
        Недавно одна сестра мне тоже сказала. Я пожаловался, что они как маленькие дети. Им нужно повторять всё сначала, что казалось бы усвоено. И они непостоянны. сегодня очень хорошо, а завтра очень плохо. Если даже в муз. учреждении уже знающие дети и подростки так делают, то что требовать от незнакомых с грамотой людей? Смириться и терпеть - это лучшее что можно сделать. И молиться за них...

        Поощряйте просто тихо посидеть в перерыв (а не смеяться и болтать - для этого выделите отдельное время до или после репетиции). Возможно, послушайте в перерывах хорошее пение и песни, которые планируете учить (это же можно сделать и до и после репетиции) - поможет в обучении.
        Хороший совет! Возможно, я думал, изучать в одном перерыве нотную грамоту, в другом слушать песни в хорошем исполнении, что мы разучиваем, и им будет это весьма полезно.

        Обратите внимание на духовный настрой перед репетицией. Чтобы не было суеты, ссор и т.п. Уделите внимание (а не только время) молитве
        Духовная основа всего - основа всех основ! А часто бывает и ссоры, и разногласия. (Что с них возьмёшь, молодёжь ) Иногда даже у меня. Все мы несовершенны. Но хотелось бы приучить и себя, и их к дисциплине, к ответственности. А что самое главное, пониманию что это служение, оно важно перед Богом, как и проповедь и молитва, и многие др. служения. Это спевка, не просто "петь песенки" как в дет. саду. Это школа, школа любви и милосердия, школа терпения. Где все мы учимся снисходить к чужим недостатком, прислушиваться к чужому мнению и любить нашего Господа!

        ---------- добавлено 06:40 ---------- Начальное сообщение 06:32 ----------

        Советов можно давать много, но главный мой совет: не пытайтесь их научить сразу всему на одной спевке - вначале несколько спевок подряд работайте над чем-то одним ( например чёткостью дикции), потом постепенно объясните за округление звука, и так постепенно что-то получиться!!!
        Бог в помощь!!!
        Вот, вот... боишься своим "профессионализмом" и критическим взглядом отпугнуть. Ошибок всегда было много, даже у профи. Но снисхождение, и умение подстраиваться на их уровень просто необходимы в работе и в общении с людьми. Без этого никогда не будет полноценного контакта!


        А по поводу округления звука скажите, что рот должен открываться (когда они поют) как минимум на три пальца.
        А это как? Т.е. по вертикали, как на звуке "о"?

        Спасибо за примеры распевок!
        "Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём. Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире этом, как Он" (1 Ин. 4:16-17).

        "Благо человеку, когда он несёт иго в юности своей; сидит уединённо и молчит, ибо Он наложил его на него" (Пл. Иер. 3:27-28).

        Комментарий


        • #5
          А это как? Т.е. по вертикали, как на звуке "о"?
          Вокальная "о" немножко отличается от обычной, разговорной (хотя, это не всегда оправдано). Дайте звук "фффффффффффооооо" (задуйте свечку) а потом откройте "о" по вертикали, напряжёнными губами, "клювиком" - следите, чтобы не стала "шире". Это и будет вокальная "о". Все остальные гласные - кончики губ не должны расползаться шире. Губы для чёткой дикции должны быть напряжены (их тяжело сдвинуть пальцем - а не болтаются, как тряпочки).
          Три альбома вокального дуэта "Форманта": бесплатные записи + фонограммы http://formanta.in.ua/songs.php (Проект завершен)

          Комментарий


          • #6
            Мы же говорили об округлении звука, по этому понятно, что рот открывать нужно хорошо, но не так , а вот так !!!!
            Все гласные петь ближе к О, ( скажите им пусть споют все вместе один куплет как оперные певцы)!

            Комментарий


            • #7
              Сообщение от Nastenia Посмотреть сообщение
              скажите им пусть споют все вместе один куплет как оперные певцы!
              На молодёжь иногда это "странно" действует
              А вот на "льо-о-о" иногда всю песню поём, если сложно с попаданием в резонатор. Хотя, редко... наверное, зря. Я на этом упражнении очень долго учился и, на мой взгляд, результативно.
              Три альбома вокального дуэта "Форманта": бесплатные записи + фонограммы http://formanta.in.ua/songs.php (Проект завершен)

              Комментарий


              • #8
                Ничего, нужно к молодёжи прививать серьёзность!!!!
                Мы вообще иногда использовали такие распевки, что я даже не знаю как вам объяснить....мы просто изображали звук автомобиля по нотам , или же говорили все вместе быстро скороговорки. Или слова типа " спреподвыподвертом", или "сподподвыподвертом".....пытались выговорить быстро эти слова!!!

                Комментарий


                • #9
                  Для чёткости слова важна атака звука на уровне связок, - она должна быть конкретная речевая, острая, краевая. По сути поставленный певческий звук мало чем отличается от поставленного декламационного театрального звука, - только дыхание продолжительней и тембрально богаче (что, правда, зависит от жанра, стиля и манеры).
                  Очень важно, независимо от того поёте или нет, ощущать нижнюю часть живота в самом нижнем своём, стабильном и спокойном состоянии.
                  До вокального вдоха поющий должен вдохновиться тем, о чём собирается петь, (-состояние "ах,как хорошо!") и только потом делать вдох, - глотка распахивается, "куполочек" поднимается. Даже если распеваетесь с сомкнутыми губами, внутри (связками) в свободно распахнутой глотке всё равно говорите чёткую гласную и сохраняйте эту чёткость каждое мгновение до самого конца звучание.
                  И ещё об эмоции. Пение - процесс очень эмоциональный, страстный, кто-то даже говорит "экстатический". ) Соответственно, без сильной эмоции невозможно спеть правильно ни одной ноты, ни одной даже самой простой распевки, невозможно поставить певческий голос вообще. Всё должно быть "от избытка сердца".
                  Занимайтесь минут по 15-20, а потом минут 5 перерыв. При правильном пении эмоционально человек должен устать больше и раньше, чем физически.
                  Позанимайтесь "Стрельниковой". В ней тоже самое главное - это наработка правильной эмоции, - быстрый же вдох-нюх просто её физическое следствие.

                  Комментарий

                  Обработка...
                  X